Оставить дела – и на карнавал сказочных персонажей, турнир в
окрестностях замка или на фестиваль по поеданию рыбы из местной речки…
Это не праздные мечты, это – событийный туризм.
Теперь и в
России он не только известен, но и становится весьма популярным.
Пожалуй, больше всего востребованы у нас события формата оупен-эйр: от
давних фаворитов (Грушинский фестиваль или «Нашествие») до
многочисленных этно-, рок- и бард-фестивалей, органично вписавшихся в
летнюю афишу. Тысячи людей собирает фестиваль сатиры и юмора
«Бендериада» в живописном городе Козьмодемьянске на берегу Волги.
Посещаемы и военно-исторические праздники, самые крупные – реконструкция
Бородинского сражения и «Поле Куликово» под Тулой, «Времена и эпохи» в
Коломенском. Заглянуть в Средневековье тоже возможно – есть и
соответствующие события, и подходящие интерьеры (Выборгский замок, к
примеру). К гастрономическим фестивалям россияне пока непривычны, их у
нас маловато: праздники Огурца в Истобенске и Суздале, «Сызранский
помидор» (наш ответ знаменитой испанской «Томатине»). В традиционно
рыбных местах и в «клевую» пору начали приглашать гостей отведать уху.
Жаждущим «пищи духовной» повезло больше. Еще и про событийный туризм не
помышляли, а в городах и усадьбах устраивались литературные,
музыкальные, театральные фестивали, всероссийские праздники поэзии. Из
дореволюционной России дошла традиция духовных событий: устраивать
многолюдные крестные ходы в память об обретении иконы или по случаю
праздничных дат церковного календаря.
Событийный креатив
одними из первых начали проявлять города Золотого кольца. К традиционным
экскурсиям в храмы и музеи добавились «Богатырские забавы», «Купеческий
разгуляй», праздник Лаптя и прочие стилизованные под народные потехи
действа.
Фестивали моды, популярные во многих странах, в российской глубинке
прижились в ином формате – они собирают не модниц, а мастериц. «Гипюра
сказочный узор» в Чкаловске, «Льняная палитра» в Плесе – события не
массовые, но со своей изюминкой. Праздники ремесел,
фольклорно-этнографические фестивали еще недавно были в новинку, а
сегодня их явно переизбыток. Турист же сейчас искушенный, его
псевдоэтникой и заурядным шоу не заманишь. Ему бы аутентичности
побольше, а ряженых поменьше. И наконец, лучшая приманка – уникальность.
Кому-то ее обеспечила география или история. Например, на праздник
Ивана Купалы бросать в воду венки и прыгать через костер предпочитают не
где-либо, а по возможности на легендарном Светлояре.
Как
известно, бренд, а заодно и событие можно и создать. Главная Масленица
страны обрела прописку в Ярославле, а Пермь многими воспринимается как
российский центр прогрессивных фестивалей и даже регион белых ночей
(благодаря одноименному фестивалю).
В продвижение
событийного туризма активно включились персонажи сказок. У каждого из
героев «Сказочной карты России» есть как минимум «день рождения» плюс
иной повод его навестить. Так, находчивые кировчане пригласили сказочных
и вполне реальных гостей – туристов на свадьбу Кикиморы Вятской с
Домовым.
Попасть в сказку стремятся в основном семьи с
детьми. Свой сегмент событий имеется и у мужской аудитории: это
трофи-марафоны, автофестивали (вариации: «Автосалон», «Авиакосмический
салон»), праздники рыбалки и, разумеется, спортивные события – хоккейные
и футбольные матчи, теннисные турниры… Для дам, а впрочем, для всех
романтически настроенных особ, достойное событие – цветение лотосов в
Астраханской области. Или тюльпанов в саратовских степях. Или… Да,
впрочем, любое явление, которое другие романтики – по продвижению
территорий – сумели красиво преподнести.
Например,
пансионат «Буревестник» в Нижегородской области теперь известен как
фестивальный центр или центр событий Приволжья. Занять эту нишу
директора пансионата Евгения Коровкина побудили причины не слишком
радостные: низкая сезонность российской рекреации и недосягаемая
популярность зарубежных курортов. Пансионат стал площадкой для
молодежного бизнес-форума, фестиваля театральных капустников, шахматного
фестиваля, а также местом встречи бардов со всей страны и ареной
фестиваля анимации в сфере туризма и рекреации.
Соорганизатором последнего стала межрегиональная туристская ассоциация
«Приволжье». Ей удалось сделать то, на что другие бы не отважились:
представить целый федеральный округ, причем не самый избалованный
путешественниками, как территорию для туризма и открытий. Первый
фестиваль «Открой Приволжье» состоялся в прошлом году сразу на двух
площадках: в Нижнем Новгороде и в Москве. Как заметил руководитель МТА
«Приволжье» Сергей Кривцов, это уже свидетельствует о создании
масштабного события. Вовлечено множество людей, оставлено несколько
тысяч откликов в СМИ. Объединение регионов ПФО на фестивале дало толчок
совместным проектам: от разработки межрегиональных маршрутов до
продвижения под единым брендом «Великая Волга». Понятно, что фестиваль
подобного размаха «обречен» стать ежегодным событием. Участники второго
фестиваля высоко оценили уровень проведения мероприятия и особо отметили
марийский край как прекрасное место для развития сельского и
событийного туризма. Гости столицы были приятно удивлены красотой этого
уютного, сохранившего национальную историю и в то же время динамично
развивающегося уголка России. Вам даже может на секунду показаться, что
вы находитесь в центре одной из европейских столиц! Ведь за последние
годы в городе появились десятки новых объектов социального, культурного,
культового назначения. Построены архитектурные ансамбли
«Царевококшайский кремль», «Площадь Оболенского-Ноготкова», «Площадь
Девы Марии», «Патриаршая площадь», «Набережная реки Малая Кокшага».
По мнению президента холдинга Media Arts Group Олега Волкоша,
особенности событийного туризма заключаются в том, что он еще молодой,
однако у него есть важное преимущество по сравнению с традиционным: это
всегда уникальный повод для путешествия. Наиболее активно данное
направление начинает развиваться в спорте. О. Волкош рассказывает: «За
последние пять лет Россия завоевала в сложной конкурентной борьбе право
на проведение значимых международных соревнований – это Олимпиада в Сочи
2014 г., Универсиада в Казани 2013 г., чемпионат мира по водным видам
спорта в Казани в 2015 г., чемпионат мира по хоккею 2016 г., чемпионат
мира по футболу в 2018 г. Победа России придала импульс для развития
городов и регионов. Теперь задача России – научиться капитализировать
такие значимые мероприятия в части туризма. Наш холдинг принимал участие
в подготовке всех заявочных кампаний России, включая подготовку
рекламных имиджевых фильмов. Холдинг «Медиа Артс» выдвинул Казань на
премию «Бренд года/EFFIE-2011», и бренд «Казань – спортивная столица»
получил наивысшую награду конкурса – Гран-при. Сочи и Казань стали
спортивными центрами в России. В сочетании с природными и
историко-культурными достопримечательностями этих городов это стало
основой для продвижения на данных территориях событийного туризма. В
следующем году туристы со всего мира приедут в Казань на Универсиаду.
Город активно готовится к этому. Очень важной будет и включенность
местных жителей в создание общего позитивного настроя, ведь люди едут
прежде всего за положительными эмоциями».
Аудитория событийного туризма в спорте в России пока невелика. Но она
прирастает благодаря популяризации спорта и высокому интересу
международного спортивного сообщества к нашей стране. Недавно услышал
беседу молодого московского журналиста с руководящим спортивным
чиновником Казани – последний рассказывал об инвестициях в развитие
спорта и достижениях футбольной команды Казани. А юноша мечтательно
сказал: «Может, мне переехать жить в Казань».
Потянутся
ли в Татарстан столичные мигранты, не известно, но туристов туда ездит
немало. Заместитель министра по делам молодежи, спорта и туризма
Татарстана Сергей Иванов рассказал, что ежегодно турпоток в регион
возрастает на 15 %, и причина этого – развитие событийного туризма.
Множество гостей съезжаются на традиционный татарский Сабантуй, в
республике проходят два брендовых фестиваля классического искусства:
оперный имени Шаляпина и балетный имени Нуриева. В театральных кассах по
квоте резервируются места для туристов, чтобы иногородние любители
классики смогли попасть на спектакли. А оригинальным обыгрыванием
спортивной темы в Татарстане стали «Сбербанкиада» (спартакиада для
сотрудников Сбербанка РФ) и гонки по озеру на скоростных болидах.
К регионам, где событийный туризм в большом фаворе, относится
Ростовская область. Кстати, именно в Ростове состоялась всероссийская
конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития событийного
туризма». На конференции упоминалось немало событий, которые ежегодно
собирают в регионе десятки тысяч гостей. Это «Шолоховская весна»,
историческая реконструкция Азовского осадного сидения донских казаков
1641 г., этногастрономические праздники «Донская лоза» и «Донская уха»,
Всероссийский фестиваль военно-исторических клубов, «Масленица
по-казачьи»… В прошлом году стартовал Фестиваль реки Дон. Министр
экономического развития Ростовской области Владимир Бартеньев отметил,
что событийный туризм занимает 40 % в структуре туризма региона, и с
учетом посетителей событий и бизнес-туристов турпоток увеличился до 1
млн человек в год. Директор департамента инвестиций и
предпринимательства Ростовской области Светлана Абдулазова утверждает,
что благодаря разнообразию событий туристский потенциал региона сегодня
составляют и транзитные путешественники (автотуристы, направляющиеся на
Юг), и бинес-туристы, и посетители культурно-познавательных и
фольклорных программ.
По мнению Александра Сирченко, начальника управления развития
внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального
агентства по туризму, именно события придают мощный импульс туризму в
регионах, а значит, и продвижению национального турпродукта на
международном рынке. А для гостей российских территорий это возможность
не просто увидеть красоты и достопримечательности, но и соприкоснуться с
жизнью, культурой и бытом населяющих эти территории народов.
Дина Квасова
Главная » Статьи » Публицистика |
В Погоне за чудесами
Просмотров: 757
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Page language
Радио
www.radiobells.com #radiobells_script_hash
Наши статьи
Конвертер валют
Обменник
Обмен WebMoney WMZ, WMR, WME, WMU, WMB. | |
Отдадите: | |
Получите: | |
Друзья сайта
Рамблер-новости.
Наш опрос
Наши видеоканалы:
Раскрути сайт!
Мы в контакте
КОНТАКТЫ
skyready@mail.ru
-----------------------------------------------576014388