Отели при аэропортах давно перестали быть случайным явлением на рынке
гостиничных услуг — сегодня это один из главных трендов индустрии
гостеприимства. Транспортная доступность, комфорт и мировой уровень
сервиса делают такие отели все более востребованными не только среди
транзитных пассажиров, но и среди гостей, желающих посетить город.
А прекрасные
возможности для проведения деловых встреч и даже масштабных
конференций, в буквальном смысле слова, у взлетной полосы, делают эту
категорию средств размещения все более популярной
у бизнес-путешественников.
Первый в мире отель при аэропорте открылся в 1928 году в Кройдоне —
тогда это были главные воздушные ворота Лондона, через которые
осуществлялись все международные рейсы. В середине 20-х годов прошлого
века Кройдон расширялся — среди прочего, были построены большие ангары,
первое в мире здание аэровокзала и уникальный для своего времени отель Aerodrome.
Насколько респектабельной получилась гостиница, история умалчивает,
но известно, что развитие аэропорта обошлось тогда в £267 тыс.
(в сегодняшних ценах — примерно £14 млн), а одним из первых посетителей
Aerodrome стал Чарли Чаплин. С ростом пассажирских перевозок, Кройдон
прекратил работу в 1959 году — аэропорт не имел перспектив для
дальнейшего расширения, а его территория была застроена и засажена
деревьями.
В Советском Союзе появление гостиниц при аэропортах относится к концу
70-х — началу 80-х годов прошлого столетия. С построенного к 1978 году
профилактория для размещения экипажей в Домодедово берет свое начало
история «Аэротеля»: после реконструкции в 1998-1999 годах
он превратился в современный гостиничный комплекс. В аэропорте
Шереметьево построенный к московской Олимпиаде 1980 года терминал F
(до 2009-го — Шереметьево-2) включил в себя, помимо пассажирского
аэровокзала, перрона с техническим обслуживанием и ряда производственных
зданий, гостиницу — ныне Park Inn by Radisson Sheremetyevo.
Отели при аэропортах: мир преимуществ
«Аэропорты традиционно считаются чрезвычайно привлекательным местом для
строительства отелей, которые, в свою очередь, пользуются популярностью
как у деловых путешественников, так и у транзитных пассажиров. Люди,
приехавшие в деловую поездку, останавливаются здесь, потому что это
удобно. Такие отели расположены или в непосредственной близости
от аэропорта, или на его территории, что сводит к минимуму время,
необходимое для того, чтобы оказаться в зоне вылета. В таких гостиницах
предпочитают размещаться пассажиры, вылетающие ранними рейсами,
не беспокоясь о задержках, которые возможны при поездке в аэропорт
на автомобиле или поезде», — говорит Aрон Либинсон, вице-президент по развитию IHG в России, странах СНГ и Грузии.
Генеральный директор Управляющей компании «Аэротель» Николай Филатов
отмечает: «Причин для размещения в таких отелях несколько. Во-первых,
это стыковки между рейсами, ведь Москва все еще остается основным
пересадочным пунктом для сообщения между городами бывшего СССР или
внутренних рейсов по России. Во-вторых, это короткие командировки
по бизнесу, которые предполагают максимальное число встреч в сжатые
сроки. Это могут быть как встречи в Москве, так и в самом отеле.
С учетом наличия аэроэкспресса добраться до центра города или же обратно
в гостиницу не составляет труда. А вот избежать многочасовых пробок
и потерянного времени как раз удастся. К тому же, для бизнес-туристов
важны такие услуги, как бесплатный Wi-Fi с хорошим трафиком, наличие
бизнес-центра с возможностью что-то быстро напечатать, отсканировать
и переслать».
«Отели в аэропортах становятся центром международных встреч, точкой
сбора для крупных компаний, имеющих региональные подразделения.
Проведение мероприятий и конференций в непосредственной близости
от авиагавани позволяет сэкономить время и сократить логистические
издержки, — добавляет Генеральный менеджер отеля Radisson Blu
Шереметьево Аэропорт Джерард Келли. — На мой взгляд, можно выделить несколько основных преимущества размещения в отеле при аэропорте:
Комфорт — гости получают доступ к комфортному отдыху и изысканным
ресторанам в нескольких шагах от терминала. Они могут использовать
отель при аэропорте как гораздо более удобный зал ожидания.
Экономия времени — вы можете присутствовать на встрече уже
буквально через 5 минут после получения багажа. Также нет необходимости
стоять в пробках при подъезде к аэропорту и бояться опоздать на рейс —
можно спокойно выйти из своего номера и через 10 минут уже садиться
на самолет.
Быстрый доступ к центру города — любой аэропорт связан целой
сетью основных транспортных артерий города и предлагает очень удобную
транспортную систему. Например, из Шереметьево можно добраться
на аэроэкспрессе до центра Москвы всего за 35 минут — столько же,
а то и больше, может занять дорога и из отеля в городской черте.
Также стоит отметить, что для многих бизнес-туристов очень важен фактор безопасности,
и в этом случае аэропорт представляет идеальный вариант, ведь это
крайне охраняемый объект. К тому же, отпадает необходимость ехать
на такси или на поезде».
Сегодня в отелях при аэропортах останавливаются не только транзитные
путешественники, вынужденные чем-то заполнить от двух до десяти часов
между стыковочными рейсами, желающие отдохнуть или продуктивно
поработать вдали от шума и суеты аэропорта в комфортных номерах
с повышенной звукоизоляцией или избежать подъема ни свет ни заря при
раннем вылете. Постояльцами таких гостиниц становятся и деловые
путешественники, которым удобно проводить в них конференции и встречи,
не теряя времени, и туристы, целью поездки которых является посещение
центра города. Кроме того, не стоит забывать и про бортовые экипажи.
Отели при аэропортах стремятся заполучить корпоративные контракты с авиакомпаниями на размещение их сотрудников.
Очевидно и то, что когда речь идет о корпоративных туристах, ключевая выгода для работодателей
состоит в уменьшении расходов на путешествие и развлечения (T&E).
Несмотря на то, что стоимость номеров в гостиницах при аэропортах может
быть выше, чем в городских, разница тарифов компенсируется экономией
на целом диапазоне связанных с T&E затрат. Кроме того, гостиницы при
аэропортах обеспечивают работодателям более высокую производительность
труда их сотрудников, благодаря уменьшению количества времени,
потраченного впустую на дорогу.
Курорт при воздушной гавани
В последнее десятилетие при аэропортах по всему миру строится все
большее количество отелей нового типа. Такие гостиницы, как правило,
принадлежащие ведущим международным сетям, больше напоминают курорт
в шаговой доступности от трапа самолета и предлагают пассажирам огромное
количество возможностей для отдыха и релаксации.
Так, на территории крупнейшей воздушной авиагавани Германии — аэропорта Франкфурт-на-Майне — путешественники могут разместиться в Sheraton Frankfurt Airport Hotel & Conference Center,
который расположен в шаговой доступности от Терминала 1 и связан
с Терминалом 2 монорельсом Skyline. Недалеко от него, в здании
бизнес-центра The Squaire, прямо над железнодорожной станцией InterCity
Express (всего 15 минут — и вы в центре города), находится Hilton Frankfurt Airport Hotel.
Обе гостиницы предлагают не только широкие возможности для отдыха,
такие как посещение спа-салона, сауны или круглосуточного фитнес-центра,
но и ресурсы для проведения бизнес-встреч и корпоративных мероприятий.
Так, в отеле Sheraton 60 конференц-залов, среди которых и небольшие
помещения для совещаний, и SkyLoft вместимостью до 200 человек,
в Hilton — десяток комнат для деловых встреч и банкетный зал
на 570 гостей.
Двери отеля цепочки Hilton открыты для пассажиров и в крупнейшем международном аэропорте Heathrow в Лондоне: через переход из Hilton London Heathrow Airport Hotel легко попасть в Терминал 4, а оттуда и на Heathrow Express — к Терминалам 1, 2 и 3. А с Терминалом 5 связана большая гостиница Sofitel на 608 номеров.
Постояльцы, остановившие свой выбор на любом из этих отелей, смогут
поплавать в бассейне, позаниматься в фитнес-центре, расслабиться в сауне
или провести встречу с коллегами и бизнес-партнерами в одном
из многочисленных конференц-залов (в отеле Hilton их 30, а в Sofitel —
45).
В США гостиниц, непосредственно связанных с терминалом, гораздо
меньше — это связано и с более старой инфраструктурой, и с правилами
Администрации транспортной безопасности (TSA). Однако отели крупных
гостиничных сетей все же можно увидеть при аэропортах многих городов:
Лос-Анджелеса, Атланты, Майами, — где представлены объекты Hilton
и Marriott.
Все отели при аэропортах условно делятся на две основные группы:
в первую входят гостиницы, которые расположены непосредственно
на территории воздушной гавани, во вторую — отели, относящиеся
к аэропорту, но находящиеся за его пределами, в близлежащих пригородах
и поселках. «Гостиницы, работающие на расстоянии в 5-10 км
от аэровокзала, обычно дешевле, но путешественники, которые в первую
очередь ценят время и первоклассный отдых, выбирают отели
непосредственно на территории аэропорта, — считает Джерард Келли.
— К тому же, когда отель расположен на территории аэропорта, гостю
предлагается куда больше возможностей. Аэропорт — это целый город, жизнь
в котором никогда не замирает, гости могут воспользоваться магазинами,
парикмахерскими, купить сувениры и многое другое. При этом нет
необходимости куда-либо ехать».
С ним во многом согласен и Николай Филатов: «Если говорить
о бизнес-сегменте, то, обычно, приоритетом здесь становится экономия
времени. Поэтому такие путешественники выбирают отель, располагающийся
в непосредственной близости от аэропорта (желательно в пешей
доступности). Такое уникальное размещение отеля на 100% позволяет гостям
спланировать свое время до минуты и не опоздать на рейс или
аэроэкспресс. Отели, находящиеся за пределами аэропорта, как правило,
предлагают более низкие цены, но зачастую с учетом дорожной ситуации
время, необходимое на трансфер, не всегда дается четкому
прогнозированию. Такие отели чаще выбирают гости, отправляющиеся
на отдых и имеющие больший запас времени или располагающие небольшим
бюджетом».
Отели при аэропортах в России: тренды и бренды
Мировые гостиничные сети давно освоились и в России, в том числе
на территории аэропортов и в их окрестностях. В Москве отелей при
аэропортах не так много, как при воздушных гаванях Лондона или Парижа,
но и здесь у пассажиров всегда есть выбор. Так, среди объектов
на территории аэропорта Шереметьево — Park Inn by Radisson Sheremetyevo Airport Moscow рядом с терминалом F (в шаговой доступности от Аэроэкспресса) и начавший работу в сентябре отель Radisson Blu Шереметьево Аэропорт. Через его крытую пешеходную галерею можно пройти в терминалы D, E и F. А в холле отеля Novotel Moscow Sheremetyevo Airport есть даже киоск самостоятельной регистрации на авиарейсы и экраны с информацией о прилетах/вылетах. Кстати, отель бренда Park Inn by Radisson с конца июля нынешнего года работает и в новом терминале аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Он соединяется с аэропортом закрытой стеклянной пешеходной галереей и предлагает бизнес-путешественникам 18 конференц-залов.
Джерард Келли отмечает: «Любой отель обязан охватывать
и конференц-услуги, и возможности для отдыха. Radisson Blu Шереметьево
Аэропорт предлагает и то, и другое. В нашем отеле мы делаем большой
фокус на бизнес-туристов и организаторов мероприятий. Для них
предусмотрены масштабные конференц-возможности: инновационный
многофункциональный конференц-зал площадью 200 кв. м, а также
47 переговорных комнат разного размера, оснащенных современным
оборудованием для конференций, индивидуальным климат-контролем
и бесплатным высокоскоростным беспроводным Интернетом. У нас можно
провести мероприятие любого масштаба и в любое время. Можно арендовать
переговорную комнату всего на один час, при этом даже не обязательно
проживать в нашем отеле. В гостинице также доступна инновационная
концепция проведения деловых мероприятий Radisson Blu — „Эволюция
мероприятий" (Experience Meetings)».
Примерно в 800 метрах от аэропорта Шереметьево, в окружении Химкинского леса, находится отель Sheraton Moscow Sheremetyevo Airport,
предлагающий бесплатный трансфер не только к терминалам аэропорта,
но и к выставочному центру «Крокус Экспо». В гостинице также есть крытый
бассейн, круглосуточный фитнес-центр, сауна и 8 конференц-залов.
В скором времени на территории аэропорта Шереметьево появится гостиница
еще одного известного бренда. «На 2017 год запланировано открытие отеля Holiday Inn Express Moscow Sheremetyevo —
первого московского Holiday Inn Express, предлагающего размещение
с разумным соотношением цены и качества. Во всех отелях бренда Holiday
Inn Express есть бесплатный Wi-Fi, а завтрак включен в стоимость номера.
Именно эти услуги и пользуются наибольшим спросом», — рассказывает Aрон Либинсон.
В пяти километрах от аэропорта Домодедово обосновалась гостиница сети Wyndham Hotel Group под брендом Ramada,
которая также подходит не только для отдыха транзитных пассажиров,
но и для тех, кому нужно провести конференцию или совещание для гостей
из регионов или зарубежных партнеров, минуя загруженную и дорогую
Москву. Те, кто предпочитает разместиться в отеле непосредственно
на территории аэропорта Домодедово, не найдут здесь гостиниц
международных брендов — единственным гостиничным комплексом аэропорта
Домодедово является «Аэротель», расположенный в 500 метрах
от пассажирского терминала. Среди прочего, отель предлагает гостям
фитнес- и бизнес-центры, конференц-залы и комнаты для переговоров.
Генеральный директор Управляющей компании «Аэротель» Николай Филатов
подтверждает, что отели при аэропортах все больше стремятся
удовлетворить потребности деловых путешественников, ощущая растущий
спрос в этом сегменте: «Отели при аэропортах делают ставку
на бизнес-туристов, и в рамках уже построенных гостиниц стараются
максимально увеличить число услуг, запрашиваемых именно такими
путешественниками. Однако развитие существующих и/или появление новых
услуг, как правило, обусловлено возможностями инфраструктуры комплекса
и его конструктивных особенностей. Поэтому в уже выстроенных отелях упор
делается на расширение услуг для отдыха и релаксации, причем бесплатных
для гостей. Например, для всех гостей, размещающихся в „Аэротеле"
Домодедово, услуги фитнес-зала входят в стоимость размещения, включая
даже сауну. Есть массажный кабинет с набором наиболее востребованных
сеансов массажа от 20 минут до полного одночасового сеанса для тех, чей
перелет был долгим. Что касается новых проектов, то здесь объем
потенциальных сервисов для бизнес-туристов зависит от возможностей
инвесторов и пространственных ограничений. Конечно, мы все понимаем, что
рост бизнеса ведет и к росту туристов в данном сегменте, поэтому
заранее просчитываются все необходимые для них услуги, в том числе
наличие разного рода комнат для переговоров, конференц-залов и так
далее. В любом случае, отели не могут не реагировать на изменение
запросов путешественников, и, конечно же, стараются меняться в ногу
со временем. К примеру, бесплатный доступ в Интернет посредством Wi-Fi —
это уже вполне ожидаемая услуга, которую любой турист рассматривает
в последнее время как само собой разумеющуюся».
Единый гостиничный комплекс аэропорта Внуково, включающий в себя отель «Экипаж»
для членов летного состава и пассажиров, а также гостиницу завода
«ВАРЗ-400» для инженерно-технического состава авиакомпаний, работает
в парковой зоне одноименного поселка, в 15 минутах ходьбы от авиагавани.
Комплекс предлагает стандартный набор услуг: бильярдную, массажный
кабинет, экспресс-прачечную, бесплатный Wi-Fi. Впрочем, аэропорт Внуково
не отстает и от современных тенденций гостиничной индустрии. Сейчас
на привокзальной площади Внуково в процессе строительства новая
гостиница аэропорта — в проекте 12-тиэтажного здания предусмотрены
конференц-залы, рестораны, магазины, салон красоты, фитнес-центр,
бассейн, сауны и подземная автостоянка.
Впрочем, не у всех транзитных пассажиров в планы входит посетить
массажиста, окунуться в бассейн или устроить деловую встречу. Порой
путешественникам требуется лишь «кровать и завтрак» — и на этот случай
в окрестностях всех аэропортов в близлежащих поселках есть выбор
из десятков мини-отелей. А если вы летите через аэропорт
Шереметьево и времени между рейсами совсем мало, можно восстановить
силы, к примеру, в одном из двух отелей капсульного типа —
«Воздушный экспресс», рассчитанных на кратковременное проживание
авиапассажиров. Первый, открывшийся в 2009 году, находится в здании
железнодорожного терминала «Аэроэкспресс», а второй распахнул свои двери
в 2013 году в «транзитной зоне» терминала E. «Воздушный экспресс»
пошел по европейскому, а не по японскому пути развития капсульных
отелей и предлагают гостям компактные номера от 7,5 до 22 кв. м, которые
скорее напоминают небольшие каюты лайнера, оборудованные индивидуальным
санузлом, телефоном и доступом в Интернет.
«В настоящее время с ростом пассажиропотока через аэропорты Москвы
прослеживается тенденция к увеличению числа мини-отелей, находящихся
недалеко от аэропортовых комплексов. Кроме того, в мировой практике
четко прослеживается тренд в сторону максимальной самостоятельности путешественников —
и появлению именно новых отелей с уникальными пока для нашей страны
возможностями. Например, становится все больше отелей, в которых
вы можете самостоятельно пройти весь путь от регистрации до получения
ключа от номера без участия сотрудников службы приема и размещения.
Я уверен, это только начало такой автоматизации или упрощения подобного
рода процессов, что для гостиниц при аэропортах с высокой загрузкой
становится более чем актуальным. В России, к сожалению, пока рано
говорить именно о новом типе отелей при аэропортах. Скорее, тут речь
идет о максимальном внимании к нуждам гостей и удовлетворении их исходя
из возможностей уже построенных гостиниц, — резюмирует Николай Филатов.
— Для гостей все чаще становится важным не только наличие удобного
номера для отдыха или сна, но и набор дополнительных услуг (желательно,
входящих в стоимость размещения). Во-первых, эти услуги как раз связаны
с бизнес нуждами: быстрый Интернет, наличие доступа в любой момент
к офисной технике, специально оборудованные помещения для проведения
переговоров, презентаций, совещаний разной вместимости. Во-вторых, для
транзитных пассажиров наиболее важным остается качественный отдых
во время короткой остановки между рейсами. И сюда входит не только
удобная кровать для сна, но и возможность посетить фитнес зал,
массажиста, расслабиться в сауне, не думать о питании, которое
организовано круглосуточно, включая доставку в номер».
Наталья Травова
Источник материала
Чем туристический портал отличается от сайта туроператора.
Социально-экономическая сущность туристского рынка и услуг.
О дефиниции "индустрия туризма".
Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [2007, PDF].
Consumer Bеhavior In Tourism / Поведение потребителя в туризме [2007, PDF, ENG].
Оценка бизнеса. Виктор Шитулин. [2006, PDF, RUS].
Маркетинг в индустрии гостеприимства и туризма [2007 г., телекурсы, TVRip].
Присоединяйтесь к нам вконтакте!
|